Первые шаги аниме
Начало (1917-1945)
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» Dekoboko Shin Gachou (1917) Симокавы Дэкотэна. Также в 1917 был создан «Сражение обезьяны и краба» Saru Kani Kassen Китаямы Сэйтаро, а в 1918 году — его же «Момотаро» Momotarou.
В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского cериала «Кот Феликс» Felix the Cat, либо, гораздо чаще, — экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, «Величайший герой Японии Момотаро» Nihonichino Momotarou, нарисованными в стиле традиционной японской графики.
Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация).
Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката. Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как «Asahi Kinema», «Takamasa Eiga», «Yokohama Cinema Kyokai» и некоторые другие.
В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снимает на ней первый японскй звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира» Chikara to Onna no Yononaka.
В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилились милитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрым юмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейского влияния. Уже в 1934 году Мурата Ясудзи снимает 11-минутный фильм «Ефрейтор Норакуро» Norakuro Gochou, экранизация популярных комиксов Тагавы Суйхо о приключениях незадачливого пса в пародийной армии животных. А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителей обрушился просто поток анимации агитационного содержания.
В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал «Момотаро — морской орел»Momotarou no Umiwash, а в 1945 году Сэо снял его продолжение — «Момотаро — божественный моряк» Momotarou: Umi no Shinpei. Эти фильмы рассказывали о героических операциях человекообразных зверюшек — морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы.
Новое начало (1950-е годы)
В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубоком экономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации. Было очевидно, что будущее не за индивидуальными работами художников, а за крупными анимационными студиями по образцу американских. Первой такой студией стала «Nippon Douga», созданная Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. В 1947 году Итикава Кон на киностудии «Toho Eiga» создал первый кукольный фильм — «Служительница в храме» Musume Dojoji]. Но вообще анимация в Японии в этот период переживала спад, фильмов делалось мало, и они были короткометражными. Тем не менее, процесс шел.
В 1956 году первую действительно крупную анимационную студию под названием «Toei Douga» создал Окава Хироси, купив «Nippon Douga», к тому времени уже несколько раз перешедшую из рук в руки, а ее первым фильмом стал черно-белый «Каракули котенка» Koneko no Rakugaki(1957) режиссера Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года «Toei Douga» выпустила первый в Японии цветной полнометражный фильм «Легенда о Белой Змее» Hakujaden], который, в свою очередь, произвел сильное впечатление на заканчивающего школу Миядзаки Хаяо.
Первые полнометражные фильмы «Toei Douga» очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея — производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США.
И тут пришел Тэдзука… (1960-е годы)
Третьим крупным проектом «Toei Douga» стал фильм «Путешествие на Запад» Saiyuki (1960) режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация манги «Похождения Гоку» Gokuu no Daibouken (1952-1959) уже тогда очень популярного и известного мангаки Тэдзуки Осаму. Естественно, что Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма. Он заинтересовался положением вещей в современной анимационной промышленности и, увлеченный успехом в Японии телевизионных сериалов американской студии «Hanna-Barbera», решил сам заняться производством телевизионной анимации и отойти от сказочных сюжетов в связи с увеличением популярности научной фантастики.
1970-е
На протяжении следующей декады телевидение медленно, но верно вытесняло кинотеатры с позиций наиболее популярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила создание стилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производство телесериалов. Аниматоры, работавшие на Mushi Production, разошлись по вновь созданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапно обанкротилась. Такое перераспределение талантов в целом позитивно сказалось на индустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно-таки свободно экспериментировать с производимыми фильмами.
Золотой век аниме
Повышение интереса к космическим сагам стало ещё заметнее с выходом в конце 1970-х первого фильма из серии «Звёздных войн». Успех и популярность этой ленты сподвигли японских продюсеров на финансирование полнометражного фильма по мотивам вышедшего ранее сериала «Space Battleship Yamato». С появлением его на экранах часто связывают начало периода сверхпопуляризации, так называемого «золотого века аниме» — хотя на самом деле вместо века он продлился лишь менее пятнадцати лет. К моменту появления на экранах «Space Battleship Yamato» уже происходило ещё одно невероятно важное для последующего развития японской анимации событие — зарождение субкультуры отаку. Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов тех времён и научной фантастики объединялись, находя друг друга по совместным увлечениям и через первые посвящённые аниме журналы, такие, как «Animage» или более поздний «Newtype». Само возникновение таких журналов стало откликом на возрастающую популярность аниме во всех слоях населения. Первые поклонники аниме появлялись также и в других странах. Некоторые популярные аниме были импортированы в США, и показаны по телевидению.
1990-е
После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов и фильмов, связанное с возвратом к проверенным временем сюжетам и конструкциям. Продюсеры не хотели рисковать, поддерживая дорогостоящие экспериментальные фильмы.
Ситуация изменилась с выходом в 1995-м году, возможно, самого неоднозначного телесериала за всю историю аниме, «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион»). Режиссировавший его Хидеаки Анно со студии Gainax, сам являясь отаку, превратил довольно-таки банальный образчик жанра меха в нечто чрезвычайно запутанное, психологичное и подразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Говорят, что Анно стремился сделать аниме «от отаку для отаку», и одновременно выразить свою точку зрения на проблемы этого сообщества. Так или иначе, под конец сериала режиссёр окончательно перестаёт сдерживать себя рамками осмысленности происходящего, и обращается к любым доступным ему, пусть даже весьма диковинным, решениям, чтобы выразить свои мысли на экране. Вышедшие впоследствии два аниме-фильма, «Evangelion: Death and Rebirth» и «The End of Evangelion» (оба — 1997), лишь развили такую манеру рассказа. Будучи вначале поставлен в детский таймслот, «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря на изначальную свою принадлежность ко вполне симпатичному детям меха. Несколько серий спустя таймслот был изменён, и в своём новом качестве Евангелион неожиданно завоевал внимание публики. В короткие сроки сериал стал невероятно известен в Японии, а вскоре и среди поклонников аниме по всему миру. Рассказанная сумбурно, скомкано, с использованием множества артхаузных приёмов история бегущего от реальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмы продаж сопроводительных товаров — фигурок героев, коллекционных предметов — всё ещё достаточно велики. Влияние «Евангелиона» на аниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых «пост-Евангелион» сериалов. Большинство из них также относятся к жанру меха и имеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Примерами таких сериалов могут служить «RahXephon», «Brain Powered» и «Gasaraki». Ещё одна порождённая «Евангелионом» — или, по крайней мере, получившая благодаря этому сериалу второе дыхание, — стилизация сериалов — это «психоделика», странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «Serial Experiments: Lain» (1998) полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многих экспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom» (2000), «Texhnolyze» (2003) и «Paranoia Agent» (2004
статья написана на основе материалов Википедии
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.